График : Пн-Пт: 9.30 - 18.00
«Как сделать сверку в 1С?» - таким вопросом часто задаются пользователи 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0 хозяйствующие субъекты, особенно те, у которых достаточно много контрагентов. Не реже возникает и другого рода сомнение: зачем вообще нужно формирование акта сверки в 1С 8.3, если по закону таковая процедура обязательной не является? Что вообще может подтверждать этот акт и стоит ли тратить на него время? Этим и иным вопросам посвящена настоящая статья.
Содержание статьи:
Акт сверки расчетов представляет собой документ, составленный двумя сторонами, в котором отображается информация относительно:
в виде перечня операций, совершенных за определенный период или в рамках конкретного договора, сформированного в хронологическом порядке. Иными словами, акт сверки не просто перечисляет операции, совершенные за определенный срок или в рамках обязательства, но и подтверждает, кто, кому и сколько заплатил, должен и т.п. Отметим, что ни один нормативно-правовой акт не называет обязательным формирование актов сверки в 1С или просто, от руки. Однако если вы с партнером договорились о том, что будете составлять подобные документы, то составление станет обязательным для обоих (см. ст. 421 ГК РФ «Свобода договора»).
Внимание: акты сверки – не первичные документы бухучета, т.ч. никаких обязательных требований и реквизитов в отношении них не установлено. Первичные документы (накладные, платежки, акты на оказание услуг и проч.) – это основания для формирования актов, из чего следует как минимум два важных момента:
Тогда возникает законный вопрос: зачем вообще нужно формирование акта сверки в 1С 8.3, да и просто, вне это системы. В пользу актирования можно привести как минимум следующие доводы (которых на самом деле куда больше):
не говоря уже о том, что на основании акта сверки проще рассчитать цену иска, объем встречных однородных требований (см. ст. 410 ГК РФ).
Наконец, формирование акта сверки в 1С 8.3 позволяет бухгалтерии провести инвентаризацию расчетов, вывить безнадежные долги для списания – как минимум такой акт нужно составлять раз в год. Но в случае возникновения необходимости – например, разногласий с партнером, - акт можно составлять и с иной периодичностью. Теперь о том, как сформировать сверку в 1С 8.3.
Это процедура достаточно проста, и пошагово выглядит так:
Перед тем, как сформировать сверку в 1С, следует выбрать контекст формирования акта, ведь его можно сделать как по контрагенту в целом, так и по одному документу (договору). Вкратце процесс выглядит так. В зависимости от того, с каким контрагентом проводится сверка, заходим в раздел «Покупки» или «Продажа», после чего сформировать новый акт сверки, нажав кнопку «Создать».
Далее необходимо сформировать «шапку», с отражением данных на покупателя и на продавца, реквизитов договора, периода, валюты и т.п. Ключевые реквизиты:
наконец, «Организация», «Валюта» − эти поля заполняются автоматом, в соответствии с выбранными настройками и фильтрами.
Внимания требуют две вкладки:
Можно и не трогать указанные вкладки, просто тогда на печать будет выведен акт без разбивки по договорам. Также если оставить пустыми строки с именами сторон, можно их заполнить вручную – правда, на это уйдет некоторое время.
После того, как будет нажата кнопка «Заполнить», появится возможность выбора варианта выполнения сверки, суть которых ясна из надписей на пунктах выпадающих меню:
Несмотря на то, что автоматизация существенно экономит время и упрощает жизнь, на 100% ей доверять нельзя, надо перепроверять, поскольку всегда есть риск что тот или иной важный документ не отражен в конечном акте. Равно следует перепроверять и данные контрагентов. Помните о том, что вся информация может быть скорректирована. Перед тем как сделать сверку в 1С окончательно («Провести и закрыть»), следует проверить остаток на начало и конец периода (см. нижнюю часть документа), а также расхождения между самой организацией и контрагентом.
Через вкладку «Дополнительно» представляются все параметры для настройки печатного итога. Тут можно разбить данные по договорам, настроить отображение представителей, выводить счета-фактуры и т.п. (см. выше).
Далее документ можно отправлять на сверку. После завершения данной процедуры и подписи акта проставляем галочки в строчке «Сверка согласована». Внимание! После этого редактирование документа станет невозможным, т.е. акт надежно защищен от подчисток, подделок и перемещений.
Система предоставляет возможность распечатать три формы акта сверки, для чего надо обратиться к меню «Печать», в которой есть все необходимые инструменты: печать самого акта сверки, акта сверки с печатью и подписью (это две идентичные формы, отличающиеся только наличием места для печати) и конверта. В акте сверки содержатся:
Напоследок – важное замечание практического характера. Перед тем, как сформировать сверку в 1с 8.3, следует помнить о том, что подписанный сторонами акт сверки взаимных расчетов может, в принципе, свидетельствовать о признании долга - при условии правильного оформления. На это обратил внимание Пленум Верховного Суда РФ (п. 20 Постановления от 29.09.2015 № 43). Это важно, поскольку с момента признания долга исковая давность для предъявления требования по его взысканию начинает заново течь – даже если срок исковой давности уже истек! После перерыва он будет возобновлен. Следовательно, если ваша организация является должником, то в акты следует включать лишь ту задолженность, срок исковой давности по которой еще не истек – так вы сможете избежать признания «древних» долгов!