+7 (495) 926-37-81ООО «Центр КТ» (495) 926-37-81
МОСКВА
Офис в Москве



1С:Бухгалтерия 8 - методология оптимального обучения

На рынке программных продуктов для бухгалтерского учета все более уверенно завоевывает свою нишу 1С:Бухгалтерия 8.

Завоевывает вполне обоснованно, как продукт, отвечающий объективным условиям развития учета и его состояния "здесь и сейчас" - со всеми непростыми особенностями и нюансами российского законодательства и методологии. Очевидно, что осваивать этот продукт рано или поздно придется многим бухгалтерам или тем, кто намеревается ими стать.

При этом естественно встает вопрос о том, как оптимально освоить новую программу: чтобы времени затратить поменьше (его и так не хватает!) и получить лучшее соотношение цены и качества?

Поскольку волею судеб сложилось так, что с начала года вышли уже несколько моих книг по 1С:Бухгалтерии 8 и готовится к выходу следующая, приходится часто отвечать на несколько стандартных вопросов по методологии обучения пользователей. Данная статья - это попытка ответить на все эти и, может быть, на несколько еще не заданных вопросов на эту тему.

Статья адресована обеим сторонам учебного процесса - как тем, кто собирается изучать новую программу, так и тем, кто обеспечивает сам процесс обучения. Многолетний опыт как практической бухгалтерской, так и методологической и преподавательской работы позволяет мне систематизировать как клиентские запросы, так и методологические и организационные особенности процесса обучения.

При этом необходимо помнить о том, что успех процесса обучения всегда зависит от двух сторон - и от передающей знания и навыки, и от принимающей, обучающейся.

Потребность в обучении - 1. КТО?

В первую очередь, размышляя об оптимальной методике обучения, точно так же, как при исследовании любого рынка (а в данном случае - рынка потенциальных пользователей 1С:Бухгалтерии 8), необходимо определить целевую аудиторию. Что мы и сделаем, не откладывая это в долгий ящик. Итак, интерес к изучению программы могут проявить:

  • Группа 1. Опытные практикующие бухгалтеры, работающие ныне на программе 1С:Бухгалтерия 7.7 (опытные пользователи);
  • Группа 2. Опытные практикующие бухгалтеры, которые ранее не имели дела с программами для бухгалтерского учета из семейства 1С;
  • Группа 3. Студенты профильных ВУЗов или факультетов, в программе обучения которых присутствует тема 1С:Предприятия.

Эти три группы отличаются в первую очередь по базовым (стартовым) знаниям и навыкам, а именно:

Группа 1. Характеризуется тем, что специфика программы 1С:Бухгалтерия им привычна и знакома. Например: фирменный термин "субконто" уже не требует для них пояснения; термин "план счетов" означает не только строго методологическое понятие, но и наименование технического объекта со своими особенностями.

Термин "отчет" помимо своей конечной бумажной распечатки означает электронную форму со многими техническими возможностями, например, детализации данных и отбора записей. И так далее. Выбор способа взаимодействия с программой либо с помощью меню, либо с помощью пиктограмм не представляет для них труда, более того, в силу многократной повторяемости тех или иных действий, представители этой группы стали сродни той самой "сороконожке", которая просто бегает и которой нет нужды задумываться над тем, как движется та или иная ее нога, так как этими технологическими "заморочками" у них уже ведает подсознание.

Группа 2. Отличается от предыдущей группы именно отсутствием перечисленных навыков. Термин "субконто" - непонятен и к нему предстоит привыкнуть. Особенности, например, Плана счетов, как объекта, предстоит понять и запомнить.

В многообразии форм отчетов предстоит на первый раз не заблудиться и понять - какой отчет и для чего им может быть полезнее и каким образом. Собственно говоря, само по себе привыкание к интерфейсу и формам объектов (кстати, ставшим в 1С:Бухгалтерии 8 еще более универсальными и доступными для освоения) волей-неволей заберет на первоначальной стадии освоения гораздо больше времени, чем освоение самого функционала программы.

Группа 3. С точки зрения базовых знаний и навыков работы с системой программ 1С:Предприятие аналогична второй группе.

Потребность в обучении - 2. ЧТО?

Во вторую очередь названные группы отличаются по запросу на содержание обучения, который можно условно разделить на две составляющие: собственно возможности программы (функционал) и выборка из него (или более подробное рассмотрение) разделов, соответствующих особенностям нынешней хозяйственной деятельности предприятий, учет которых ведут эти пользователи. Второе бывает продиктовано тем, что "нельзя объять необъятное" (как говорил незабвенный Козьма Прутков), тем более, если это "необъятное" - нынешний бухгалтерский и налоговый отчет со всеми отраслевыми особенностями.

С точки зрения изучения общего функционала новой программы, запросы групп таковы:

Группа 1.

Для этой группы основной запрос состоит в том, чтобы понять, чем программа 1С:Бухгалтерия 8 отличается от 1С:Бухгалтерии 7.7. Иначе говоря - что в новой программе осталось похожим на предшественницу, что добавилось, а что, может быть, утрачено, то есть в чем состоит та "дельта", которая отличает одну программу от другой (как на уровне состава объектов, так и на уровне технологий работы с ними).

Не говоря уже о том, что понимание этих отличий в первое время будет решающим при попытке ответить на вопрос: "Переходить или не переходить?" на новую программу учета. Очевидно, что баланс теории и практики при обучении этой группы может быть значительно смещен в сторону теории.

Группа 2 и Группа 3.

Этим группам необходимо объяснять функционал программы "с нуля" и по возможности в полном объеме. Причем следует иметь в виду, что как набор и взаимодействие объектов, так и последовательность работы с ними, будут вначале "затеняться", блокироваться у слушателей естественной необходимостью привыкать к манипулированию этими объектами. То есть, в начальной фазе обучения баланс теории и практики очевидно должен быть смещен в практику, для скорейшего привыкания к работе с формами, и только потом, на второй фазе, теория назначения объектов и их взаимодействия будет усваиваться эффективнее.

С точки зрения потребностей в объеме и детализации изучения функционала запросы групп таковы:

Группа 1 и Группа 2 в этом отношении могут быть объединены, но при этом практикующие бухгалтеры могли бы быть поделены условно на две подгруппы:

на тех, кто стабильно трудоустроен (в настоящее время) и имеет представление о том, какие именно хозяйственные особенности деятельности ему предстоит отражать с помощью новой программы, а, следовательно, имеют более точный, целевой запрос на тематику обучения.

и тех, кто либо нестабилен в плане нынешней трудоустроенности, либо ищет работу, либо повышает свой профессиональный уровень, поэтому ограничений в темах отражения тех или иных хозяйственных операций у них нет.

В первом случае, например, бухгалтера производственного предприятия в меньшей степени может интересовать (или не интересовать вовсе) товарный учет, зато возможности отражения многопередельного производства и всех, сопутствующих этому настроек - его тема.

Напротив, бухгалтер торгового предприятия сочтет тему, например, переработки давальческого сырья или отражения себестоимости производственных услуг напрасной тратой личного времени. То есть, часть времени слушатели могут "отсиживать", теряя внимание и "отключаясь" на свои проблемы.

А для второй подгруппы идеально подойдет универсальная программа обучения.

Группа 3.

Как правило, студенческая среда отличается высокой степенью неведения о той будущей конкретной отрасли хозяйственной деятельности, к которой придется применять полученные теоретические профессиональные знания. Поэтому их запрос на обучение универсален, то есть интерес представляет полный набор возможностей программы. Глубина же проработки тех или иных тем полностью зависит от совокупного объема учебных часов, выделенного на обучение 1С:Бухгалтерии 8.

Потребность в обучении - 3. КАК?

Методологический аспект

Данная тема - возможно, главное, ради чего была написана эта статья, ибо основной контекст приходящих ко мне вопросов, связанных с обучением пользователей 1С:Бухгалтерии 8 состоит в том - какими должны быть методические и раздаточные материалы. Дело в том, что опорной точкой для этих вопросов служат прежние методические материалы по 1С:Бухгалтерии 7.7, написанные мной в период с 1999 по 2003 год во время работы в авторизованном учебном центре №2. И не просто методические материалы (в обиходе - "методички Борисовой"), а содержавшийся в них сквозной практический пример.

Такая форма методических материалов обучения пользователей 1С:Бухгалтерии 7.7 была обусловлена двумя основными причинами:

Во-первых, изначально эти материалы создавались именно как раздаточный материал на наших фирменных курсах, в которых существовал строго заведенный порядок: первая половина учебного дня (около 3 часов) была посвящена теории (форма семинара с ответами на вопросы), вторая - практике, когда с помощью этих материалов каждый слушатель в удобном для него темпе работал с программой в новой информационной базе данных, тем самым имитируя начало работы с системой "с нуля", постепенно прорабатывая все участки учета.

Во-вторых, это все же была именно 1С:Бухгалтерия 7.7, в которой состав и корреспонденции проводок, формируемых документами, были довольно жестко предопределены.

При создании сквозного примера для обучения предполагалось отразить хотя бы понемногу, но все виды деятельности и более-менее полно скомпоновать все возможные виды затрат (и основного производства, и издержек обращения, а также и общепроизводственные и общехозяйственные расходы). В результате этой попытки удовлетворить запросы любого пользователя и показать весь функционал программы, сквозной пример методички неминуемо страдал некоторой избыточностью. Например, документ "Ввод в эксплуатацию ОС" приходилось формировать восемь раз, чтобы впоследствии амортизационные отчисления вошли во все вышеуказанные виды затрат.

Не все слушатели выполняли практические задания примера с одинаковой скоростью, не все успевали выполнить задание полностью. Но к их услугам всегда был преподаватель, помогавший "разрулить" возникшую проблему, а кроме того, остающаяся у них методичка позволяла проделать пример снова на рабочем месте или дома и закрепить навыки. Эти методички, впрочем, сильно перешагнули границы курсов отдельно взятой фирмы и многими использовались для самостоятельного обучения.

И именно на них сейчас ссылаются многие, желая иметь для обучения аналогичные материалы. И здесь, мне, как их автору, хочется подчеркнуть то, что ситуация с обучением 1С:Бухгалтерии 8 складывается иначе, чем это было ранее с 1С:Бухгалтерией 7.7.

Во-первых, кардинально изменилась сама программа. Ее функционал вырос очень ощутимо, и для того, чтобы его описать теоретически, а, тем более "проделать руками" нужно больше времени (на теорию) и гораздо больше действий (на практику).

Во-вторых, для изучения некоторых новых возможностей, таких, например, как переработка давальческого сырья, нужно проделать несколько дополнительных операций. Но, как уже говорилось выше, эта возможность нужна не всем, а из связанного сквозного примера, как из песни, "слова не выкинешь". Иначе - как контролировать результаты выполненных действий? То же можно сказать, например, об операциях по комиссионной торговле. А уж если есть желание иметь в примере базу для контроля списания по методам ФИФО или ЛИФО, то одной операцией приема ТМЦ точно не обойтись, так что можно смело утраивать количество практических упражнений.

В-третьих, само описание полного, удовлетворяющего всех потенциальных пользователей, сквозного примера, с результатами проведения каждого из документов (для контроля) породило бы книгу огромного размера. Но, как известно, желание обращаться к литературе, даже справочного характера, обычно обратно пропорционально ее объему. Такой суперзанятый контингент, как практикующие бухгалтеры, как я знаю по собственным наблюдениям, просто отложит такой фолиант в сторону и попробует "скоренько" разобраться самостоятельно. Если вообще его приобретет. :-)

По этим (и некоторым другим) причинам я не разрабатывала для 1С:Бухгалтерии 8 методических материалов со сквозным примером, по образу и подобию прежних методичек, а скриншоты форм документов в уже вышедших книгах преднамеренно не заполнялись какими-либо данными. Во-первых потому, что при различных вариантах заполнения нередко изменяется форма документа, поэтому "привязывать" читателя к определенному составу реквизитов мне казалось неправильным.

А во-вторых, при огромном разнообразии видов деятельности, указание в материалах, скажем, "кирпича" (для строительных работ), немногим отличается от указания "молока" (для пищевого производства), вопрос только в том, что окажется "роднее" и ближе конкретному читателю. Но мне бы не хотелось создавать иллюзию методологического тупика. Поэтому давайте посмотрим, какие есть способы выхода из новой ситуации. Они, на мой взгляд, вытекают из разделения на группы, которое было приведено выше.

Группа 1.

Очевидно, что для этой группы пользователей (не исключено, что самой многочисленной) курсы по освоению 1С:Бухгалтерии 8 могут идти по сокращенной программе, занятия могут носить характер семинара с некоторым добавлением возможности выполнить какие-либо операции самостоятельно, под контролем или с сопутствующей консультацией преподавателя.

Характерно то, что походу описания функциональных изменений в новой программе (а именно это и будет основной темой занятий) у слушателей может возникать практический интерес на разных участках и операциях, исходя из их текущих потребностей. Это наиболее вероятное развитие событий (как всегда, не исключающее иных). При этом, мне кажется, можно проводить их и без специального раздаточного материала. Ориентировочно в начале ноября выйдет моя книга «Переходим на 1С:Бухгалтерию 8! Быстрое освоение для пользователей 1С:Бухгалтерии 7.7», которая может остаться у слушателей вместо конспекта.

Группа 2.

Здесь наиболее подходящей может стать как раз стандартная схема обучения "с нуля" - с описанием всех особенностей работы 1С:Бухгалтерии, ее объектов, их взаимосвязей и т.п. Поскольку основной акцент в таком обучении ложится сначала на получение навыков работы с программой, то фирма, проводящая такое обучение, вполне может создать собственный раздаточный материал, содержащий некоторый стандартный набор операций для практического выполнения (скриншоты и комментарии).

При этом гораздо удобнее базировать этот пример не на новой "пустой" информационной базе (что может повлечь за собой необходимость выполнить множество стартовых действий), а на демонстрационной базе, поставляемой в составе дистрибутива. Пример для практической работы и, соответственно, раздаточный материал может быть не слишком объемным, к тому же пример можно построить, исходя из местных хозяйственных или иных особенностей, что будет более привлекательно для слушателей.

Группа 3.

Поскольку основная задача при обучении данной группы - заложить основы взаимодействия с программой, то в зависимости от объема учебных часов, выделенных на эти занятия, она может иметь большую или меньшую функциональную наполненность. Пожалуй, в этом случае, можно вести речь об унифицированном сквозном примере для студентов, осваивающих 1С:Бухгалтерию 8.

Отдельно хочу сказать, что для всех трех групп крайне важно подчеркнуть (в теории и на практике) этап ввода начальной информации, которая определяет последующее удобство работы с программой.

Организационный аспект

Совершенно очевидно, что в одной группе слушателей курсов 1С:Бухгалтерии 8 объединять представителей трех (и даже двух) пользовательских групп хотя и возможно физически, но совершенно нецелесообразно. Впрочем, Группа 3 (студенты), как правило, обучается в собственных учебных заведениях и в данной статье об этом невозможно сказать более, чем было в разделе о методологическом аспекте обучения.

Что же касается Групп 1 и 2, которые представляют основной контингент слушателей пользовательских курсов фирм-партнеров 1С и иных фирм, осуществляющих такую деятельность, то о комплектации учебных групп стоит сказать несколько слов.

С точки зрения самого процесса сбора группы, формировать группы раздельно может быть сложно и экономически не оправданно, особенно если численность потенциальных слушателей и так невелика (небольшие города, районные центы и т.п.). Однако, соединение в одной учебной группе опытных пользователей 1С:Бухгалтерии 7.7 и тех, кто ни разу не работал с этой программой, может отрицательно повлиять на сам результат обучения.

Исключение может составить только тот случай, если пользователи 1С:Бухгалтерии 7.7 сознательно согласятся на то, чтобы заново прослушать темы, которые, вероятнее всего, им хорошо знакомы. Так сказать с целью "освежить информацию". Возможно, наиболее привлекательной формой обучения "по переходу" на 1С:Бухгалтерию 8 для этой группы может стать индивидуальная и контекстная консультация на рабочем месте, что уже относится к сфере деятельности специалистов-консультантов франчайзинговых фирм.

Что же касается длительности обучения для представителей Группы 2, то с учетом практических занятий курс не может быть длительностью менее 40 часов. А для Группы 1 может оказаться достаточным 15-20 часов, если учесть, что практическая часть может быть минимальной.

В этой связи специально для потенциальных слушателей курсов хотелось бы привести типичное мнение их коллег, времен моей работы в АУЦ №2. Узнавая о длительности курсов в 45 часов (а это, заметьте, была программа 1С?Бухгалтерия 7.7!), обычно произносили: "Почему так долго?!". Попав же на курсы, где-то в середине обучения произносили: "Почему так мало?!". Поэтому, если "сминусовать" время на освоение работы с формами (которые стали гораздо более универсальными) и "приплюсовать" увеличенный функционал программы, можно сделать вывод о том, сколько времени может потребоваться на качественное обучение.

Риски обучения

Хотелось бы сказать несколько слов о том, что обычно влияет на результат проведенного обучения, если считать его результатом удобство и безошибочность практической работы пользователя в новой программе на своем рабочем месте. Безусловно, написанное ниже нельзя причислять к неизбежным закономерностям, так как в наибольшей степени это зависит от личности слушателя.

При обучении слушателей из Группы 1 необходимо иметь в виду, что она представляет собой приблизительно ту же группу риска, к которой обычно причисляют водителей с небольшим стажем, хлебнувших свободы передвижения и заведомо переоценивающих свои возможности. Те, кто хорошо разобрался в работе 1С:Бухгалтерии 7.7, возможно и имели когда-то определенные проблемы с некорректным начальным заполнением основных справочников, но могли об этом и забыть, равно как и о том, чего стоило исправлять "запущенные" ситуации.

При начале работы с 1С:Бухгалтерией 8 они зачастую проецируют свои навыки на работу с новой программой, не улавливая связи между тем, что в новой программе появилось гораздо больше свободы в настройках и в самом процессе ввода данных, и с тем, что это налагает большую ответственность перед теми, кто допущен к работе с этими данными. Преподавателю было бы неплохо акцентировать на этом внимание.

В заключение хотелось бы выразить надежду, что появление нового программного продукта стимулирует дифференцированный подход к обучению пользователей 1С:Бухгалетрии 8. Чтобы при работе с ней не возникали коллизии из анекдота: "Вы кошек не любите? Вы просто не умеете их готовить.

Нашли ошибку на сайте? Напишите о ней нам!
Наверх Обратный звонок