+7 (495) 926-37-81ООО «Центр КТ» (495) 926-37-81
МОСКВА
Офис в Москве



Как правильно составить техническое задание программисту

Карандаш

В этом разделе мы расскажем Вам, как правильно составить задание программисту. Сразу заметим, что всё нижеизложенное является только советом, основанном на нашем опыте работы, и ни в коем случае не требованием, предъявляемым к тех. заданиям. Основным результатом работы и для заказчика и для исполнителя, естественно, является сама программа, но кроме этого заказчику важно, чтобы работа была выполнена быстро, качественно и недорого, а для исполнителя очень важно верно оценить объем и не потерять клиента. Не секрет, что любая база данных - это не просто программа, а сложный механизм, который дорабатывается и улучшается на протяжении всего срока использования. Поэтому программист всегда старается сохранить перспективные отношения с клиентом и, учитывая Ваши интересы, старается подсказать как правильно, быстро и недорого реализовать проект.

Чем отличается Проект от Технического задания? Проект - это намерение разработать некий механизм автоматизации учёта или желание получать быстрые и точные отчёты от уже имеющийся системы. Начинается он с назначения руководителя проектом. Им может быть либо сотрудник фирмы заказчика, либо фирмы исполнителя; во втором случае, естественно, все услуги по ведению проекта войдут в его стоимость. Далее, в случае с "1С:Предприятием", выбирают и изучают типовую конфигурацию по вопросам её возможностей и необходимости в доработках. Только после соответствующего анализа руководитель проекта составляет доскональное и точное задание программистам на внесение изменений в конфигурацию. Это задание и называется Техническим заданием, составление которого рассматривается в данном разделе.

Люди в офисе

Есть ли смысл изменять конфигурацию? Этот вопрос требует серьёзного рассмотрения. Все конфигурации, работающие с бухгалтерской компонентой, в некоторой степени - правовые системы, т.е. кроме функций расчёта и хранения информации от них требуется соответствующее государственным законам ведение учета. Для этих программ фирмой "1С" ежемесячно выпускаются обновления, как форм отчётности, так и самих конфигураций. Но что получится, если Вы измените программу, а после установите обновление? Все Ваши изменения пропадут. Можно каждый раз восстанавливать их, но зачастую это практически то же, что делать работу заново. В данной ситуации самый лучший способ - выполнять все доработки во внешних модулях. Рассмотрим конфигурацию, доработка которой, по мнению пользователей, необходима - "Торговля и Склад".

Необходимость доработки - это не значит, что программный продукт некачественный, наоборот, эта конфигурация, пользуется огромной популярностью. В своём базовом варианте она способна работать в разных торговых сферах деятельности. Но у каждого бизнеса есть свои нюансы, и совмещать их в одной программе не имеет смысла.

Теперь перейдем к теме. У Вас возникла идея изменить программу или автоматизировать учёт. В своём воплощении любая идея проходит 4 стадии: Проектирование -> Реализация -> Проверка -> Анализ. В перспективных долгоживущих проектах после Анализа снова следует Проектирование, замыкая тем самым "круг"; такой цикл будет существовать на протяжении всего срока эксплуатации программы. Как показывает практика, для воплощения идеи необходимо 3-4 цикла, потом, через какое-то время, возникнет новая идея, но её реализация потребует меньших усилий. Что бы воплотить Ваш проект в жизнь при минимальных финансовых затратах, необходимо найти опытного исполнителя. Но, каким бы опытным не был программист, в первых двух циклах стадии: Проектирования, Проверки и Анализа желательно выполнять своими силами, при соответствующих консультациях исполнителя.

принципы составление технического задания

Очень важно не жалеть времени на изучение материала -типовой конфигурации. Писать программу с "нуля" не имеет смысла, так как приобретая "1С:Предприятие" Вы в любом случае в комплекте получите конфигурацию. Как показывает практика, именно на стадии Проектирования возникает до 80% ошибок, особенно при разработке нестандартных решений, из-за неправильно сформулированных требований. Опытному программисту не стоит большого труда воплотить практически любое задание в жизнь, но его работа - это Ваши деньги и время; следовательно, чем точнее и продуманнее задание, тем быстрее и дешевле реализация.

Рассмотрим основные принципы составление технического задания:

  1. Изучите имеющуюся у Вас программу. Если её нет, попросите исполнителя установить демо-версию. В любом случае, сначала необходимо ознакомится с тем, что вы имеете, чтобы дважды за это не платить. Заполните справочники, создайте несколько документов, проверьте работу отчётов. Если что-то не понятно, проконсультируйтесь у исполнителя. По возможности начните работу в программе и, по мере необходимости, небольшими заданиями её изменяйте. Самое главное: не относитесь к типовой конфигурации как к полуфабрикату - это готовый к использованию программный продукт, написанный большим коллективом разработчиков и отлаживавшийся годами. Не ознакомившись с программой и написав большое задание, Вы практически "выбрасываете деньги на ветер", создавая сложности исполнителю и себе.
    Вывод: хотите меньше потратить денег на доработку - изучайте программу.
  2. Ознакомьтесь с интерфейсом программы. В случае, если назначение какого-то элемента Вам не понятно - проконсультируйтесь у исполнителя. Очень часто при разработке технического задания пользователи, которые только начинают использовать "1С:Предприятие", просят убрать не нужные, с их точки зрения, поля, документы или справочники. Не спешите этого делать, так как с одной стороны убрать их, для программиста несколько часов работы, а вернуть их в будущем обратно раза в два больше, и это время Вам придётся оплатить. Что же касается настройки прав доступа и меню - это совсем несложно, здесь нет необходимости приглашать специалиста. Не забывайте только о том, что, если Вы отдали конфигурацию на доработку, подождите, пока её вернут, иначе придётся делать настройки заново.
    Вывод: старайтесь по минимуму изменять интерфейс, в плане удаления "ненужных" полей или усовершенствования, это дорогой и бесполезный процесс, а настройку прав и меню, проконсультировавшись со специалистом, сделайте своими силами.
  3. При составлении ПЕРВОГО технического задания помните о том, что это задание, а не весь проект и постарайтесь объяснить программисту, что от него требуется в результате. Снабдите его образцами форм, сделанными в Ms Excel, Ms Word или нарисованными от руки, но в точности такими, какие Вы хотите получить. Постарайтесь не использовать подобных объяснений: "интерфейс должен быть предельно понятным", "документы желательно распечатывать по какой-то форме", "по результатам нужно, чтобы строился какой-то отчёт" или "документы как-то должны попадать в 1С:Бухгалтерию". Если Вы попросите оценить подобное задание, то цена может быть 10-1000 у.е., точнее сказать трудно. Лучше сформулируйте так: "интерфейс документа похож на документ Реализация ТМЦ", "необходимо две печатные формы, образцы прилагаются", "по результатам необходим следующий отчёт, его форма в Excel-файле". Разрабатывать обмен данными между базами лучше после накопления некоторого опыта работы с ними и проведения основных доработок, связанных с изменением структуры программы. Подробнее о нем можно прочитать в разделе "Обмен информацией".
    Вывод: постарайтесь в первом задании как можно подробнее объяснить программисту, что от него требуется. В дальнейшем задания могут иметь более свободную форму, всё зависит от взаимопонимания с исполнителем.
  4. Если Ваш проект по замыслу глобален, а времени мало и Вы не знаете с чего начать, то не составляйте сразу большое техническое задание, а проконсультируйтесь с исполнителем и по возможности начните с небольших заданий последовательно.
  5. Возникающие при разработке алгоритма трудности стоит обсудить с программистом. При всех различиях и спецификах деятельности в большинстве проектов реализуются схожие задачи. Наиболее часто такие как: система скидок (постоянные, накопительные или от суммы документа), система учёта заявок покупателей, системы расчёта потребностей в товаре и заказов поставщику, и конечно наиболее частые задания - по обмену между базами. Некоторые из этих вопросов уже решены в типовых конфигурациях, возможно, только стоит с ними ознакомиться.

"1С:Предприятие" пользуется огромной популярностью, и при серьёзном подходе к вопросу проектирования, результат оправдает Ваши ожидания. С помощью программирования возможно реализовать любые схемы учёта, но заказчику необходимо вполне определённо представлять результат, который он хочет получить. Надеемся, что наши советы помогут в решении Ваших задач.

Нашли ошибку на сайте? Напишите о ней нам!
Наверх Обратный звонок