График : Пн-Пт: 9.30 - 18.00


Новый закон о пенсиях: взаимодействие ПФР и работодателей

С начала января 2015 года регулирование вопросов по пенсионному обеспечению абсолютного большинства наших граждан будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ). Новое законодательство придет на смену действующему Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». По новому пенсионному закону будет введена другая пенсионная формула и прочие важные нововведения. Более подробно эти изменения мы рассмотрим в данной статье.

Изменения в порядке обращения за пенсией

Мы привыкли самостоятельно обращаться с заявлениями об установлении пенсии в органы пенсионного обеспечения, чего собственно и требует от нас закон № 400-ФЗ.

Теперь этот порядок изменится. В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона № 400-ФЗ обращаться за установлением страховой пенсии, а также ее выплатой и доставкой, может сам работодатель с письменного согласия застрахованных лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях.


Нужно отметить, что данное нововведение, это как раз та ситуация, когда новым становится хорошо забытое старое. На самом деле, не так уж давно, в советские годы, будущие пенсионеры могли обратиться за пенсионным оформлением в администрацию организации по последнему месту работы. Данная администрация вместе с местным комитетом профсоюза должна была в обязательном порядке подготовить и передать документы до определенного срока отделу по социальному обеспечению. В профком и администрацию подавалось два вида формы – одна для назначения пенсии по инвалидности, другая для предоставления пенсии при случаях потери кормильца. Поэтому взаимодействие и сотрудничество органов и работодателей по пенсионному обеспечению, а именно по части оформления пенсий ранее уже действовали на практике, и в наше время для этого решения имеются все основания.


Нужно отметить, что совместная работа Пенсионного Фонда РФ (ПФР) и работодателя действительно важна и имеет весомое значение. Принятие соответствующего закона направлено на то, чтобы улучшить обслуживание граждан по оформлению им пенсий.


Электронное взаимодействие между ПФР и работодателем

Пенсионный фонд – крупнейший государственный институт, деятельность которого затрагивает, пожалуй, самые важные и социально значимые услуги, в том числе установление и выплату пенсий, а также прочие выплаты пенсионного характера. Пенсионное обеспечение для нетрудоспособных лиц имеет исключительную важность поскольку для них это единственный источник дохода. В связи с этим приоритетная задача фонда – это качественно и эффективно предоставить гражданам названные услуги. От того, насколько успешно будет выполнена данная задача, зависит социальная стабильность в обществе, и как бы громко это ни звучало, степень доверия проживающего нашей стране населения к власти.

Не для кого ни секрет, что во многом наша пенсия зависит от действий работодателя (страхователя). В его обязанности входит выплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и представление сведений индивидуального учета по застрахованным лицам в территориальные органы фонда в соответствии с установленным законодательством. Кроме того, это касается и оказания работникам содействия по оформлению необходимых документов для назначения пенсии.

Поэтому Фонд ведет работу по организации электронного взаимодействия работодателей с территориальными органами ПФР по представлению документов для пенсии на граждан, состоящих с работодателем в трудовых отношениях. Фонд это взаимодействие ведет в качестве проведения, так скажем, заблаговременной работы, которая включает комплекс мер, направленных на обеспечение более полных и достоверных данных о пенсионных правах застрахованных лиц, которые зарегистрированы в территориальных органах пенсионного фонда, что необходимо для правильного и назначения пенсии.

При этом сам страхователь может являться партнером ПФР в деле по улучшению качества обслуживания граждан в предоставлении пенсионного обеспечения.


В чем заключается суть данной работы?

Если говорить коротко, то суть данной задачи заключается в том, чтобы договоренность территориальных органов Фонда со страхователями по поводу представлении ими электронных документов в ПФР, требующихся для оформления пенсии для работающих у них граждан, проводилась по защищенным каналам связи для правовой оценки, обработки и формирования макета электронного выплатного дела по соответствующим правомочным лицам.

Макет электронного выплатного дела в ПФР – это дело, сформированное до того как территориальный орган принял решение о назначении пенсии. Отметим, что он также формируется органом ПФР для проведения заблаговременной работы по лицам, которые должны выйти на пенсию.

Говоря о каналах связи, по которым предоставляются соответствующие документы, естественно возникает вопрос, какими именно должны быть эти каналы? Значит ли это, что работодателю нужно будет организовать какого-либо дополнительный источник обмена данными с Фондом? На этот вопрос мы твердо отвечаем – нет. Дело в том, что все необходимые каналы уже созданы. В этих целях используются не только защищенные каналы связи, но и программные средства, который применяет страхователь для передачи отчетности по страховым взносам и индивидуальному учету работающих у него лиц в орган ПФР. Отметим, что предусмотренные для данных целей каналы связи -это удобный бесконтактный способ представления отчетных документов.

Напомним, что на основе Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения можно предоставлять на 50 и более лиц, включая лица, которые заключили договор гражданско-правового характера. Все документы передаются в электронном виде. В том же порядке представляются сведения и страхователем, но менее чем на 50 работающих у него граждан. Данная общепринятая практика теперь касается большинства работодателей.

Такой подход подразумевает решение ряда вопросов: стоит ли предоставлять допуск работодателей в систему электронного документооборота ПФР; какой способ защиты лучше использовать при передаче персональных данных; стоит ли назначить электронную подпись элементом для равнозначного признания как электронных, так и бумажных документов, подписанных в установленном порядке участниками информационного взаимодействия.


Порядок подачи документов работодателем для назначения пенсии

Организация работы по передаче документов для оформления пенсии между работодателем и органом ПФР ведется при заключении соответствующего соглашения (оно может быть и дополнением к уже действующему соглашению по обмену электронной документации при предоставлении данных персонифицированного учета и расчетов страховых взносов на пенсионное страхование). Также должен быть согласован порядок (регламент) для электронного информационного взаимодействия.

Работодатель может передавать не только документы, которые предъявляются гражданином при заключении трудового договора - паспорт, свидетельство пенсионного страхования, трудовая книжка и др., но и прочие документы, в соответствии с действующим законодательством, в зависимости от вида устанавливаемой пенсии. Например, свидетельство о браке или о рождении ребенка. Как мы видим, при таком взаимодействии, работодатель оказывает достаточно больше содействие своему сотруднику в подготовке необходимых документов.


Все требуемые документы нужно предоставлять в срок, согласованный с территориальным органом пенсионного фонда, и не позднее, чем за 9 месяцев до вступающего в силу права на пенсию. Документация предоставляется в соответствии со списком сотрудников, которые должны выйти га пенсию в течение года, в электронном виде с электронной подписью от уполномоченного лица работодателя через коммуникационные каналы связи.

Рекомендуется оформлять необходимые для назначения пенсии электронные документы на каждое застрахованное лицо. То есть по каждому сотруднику должен быть сформирован отдельный пакет документов с указанием ФИО и адреса регистрации. Документы должны быть отсканированы в цветном изображении и с расширением в 300 dpi. Каждый документ лучше сканировать отдельно. К каждому пакету документов прилагается реестр направляемых документов. Каждый содержащийся в пакете документ должен быть заверен электронной подписью.

Очень важно отметить, что предоставление документов работодателем выполняется только с согласия заинтересованного лица. Это обусловлено установленными требованиями нормативных правовых актов по защите персональных данных. Естественное это также основывается на базе пенсионных правоотношений и заявительном принципе обращения за пенсией. Здесь следует отметить, что по закону № 400-ФЗ, граждане, которые добровольно отложили выход на пенсию, получают серьезные бонусы для увеличения размера их пенсии.

Работодатель в установленном порядке может предоставлять также документы, которые направлены на повышение эффективности заблаговременной работы по застрахованным лицам, выходящим на пенсию, например, списки работников, которые должны выйти на пенсию, перечень рабочих мест, должностей и профессий, занятость в которых предоставляет гражданам право выйти на пенсионное обеспечение по старости досрочно.

Обращаем Ваше внимание, что те документы, которые направляются работодателем в орган ПФР в установленном порядке, обязательно проходят процедуры обработки регистрации. Сотрудниками территориальных органов пенсионного фонда, отвечающими за проведение заблаговременной работы, при получении пакета документов формируется расписка о получении. С вою очередь они также заверяют его электронной подписью и отправляют страхователю по каналам связи. Если недостает каких-то документов, то страхователя об этом уведомляют.


Подача документов через доверенное лицо

Итак, представим, что территориальный орган ПФР и работодатель заключили между собой согласие о представлении электронных документов для оформления пенсии. В данном случае, организация работы должна быть сформирована так, чтобы в наступающий для обращения за пенсией срок, подать заявление и необходимые документы в Фонд могло также уполномоченное лицо страхователя. Другими словами, обеспечение обращений за пенсией фактически известных Фонду граждан будет осуществляться через доверенное лицо, на основании доверенности работается, интересы которого он будет представлять в территориальном органе ПФР. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

В соответствии с пунктом 7 Правил по обращению за пенсией, за назначением или перерасчетом размера пенсии, по вопросам перехода с одного вида пенсии на другой по федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденному Правительством Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб, граждане могут обращаться в любое время при появлении права на нее и без ограничения сроком, подав документы самостоятельно, через работодателя либо через его представителя.


Это положение также изложено, но более конкретизировано в Административном регламенте по предоставлению Пенсионным фондом РФ госуслуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 12 декабря 2011 г. № 1521н. В соответствии с пунктом 4 данного правового акта, гражданин воспользоваться этой госуслугой может через своего законного представителя - родителей, опекунов, усыновителей, попечителей. Или через представителя организации, в которой под надзором находятся не дееспособные граждане. Это относится также к представителям детских приютов и домов, осуществляющих опеку детей, оставшихся без родителей, и доверенным лицам (уполномоченные гражданином лица на основании доверенности).

Доверенность, согласно статье 185 Гражданского кодекса РФ, это уполномочие в письменном виде, выдаваемое одним лицом другому для представительства интересов перед третьими лицами.

Важно отметить, что получить нотариальную форму доверенности, можно в случаях, предусмотренных законом. При этом, согласно действующему законодательству РФ, представителю гражданина при подаче заявлении на пенсию необязательно предъявлять нотариально удостоверенную доверенность.


Это значит, что гражданин может выдавать доверенность на право представления его интересов в ПФР при подаче заявления, другому физическому лицу. Доверенность должна содержать перечень полномочий на совершение действий при подаче заявления на пенсию и к ней должны прилагаться все необходимые документы. В доверенности также указываются данные паспорта уполномоченного лица и доверителя, дата заключения доверенности и срок ее действия. Доверенное лицо может не только предоставлять заявление на пенсию и его документы, но и получать расписку-уведомление о приеме документов в ПФР, а также пенсионное удостоверение. Как мы уже говорили, уполномоченным лицом может быть также представитель работодателя. В данном случае обратим внимание, что согласно пункту 7 указанных выше Правил, заявление на оформление пенсии и соответствующие документы могут представляться в территориальный орган ПФР не раньше, чем за месяц до наступления пенсионного возраста.


В чем заключаются плюсы взаимодействия страхователей и Пенсионного фонда в деле назначения пенсии?

Электронный документооборот

Преимущества взаимодействия между ПФР и работодателем относительно гражданских интересов и назначения им пенсий в кратчайший срок, на наш взгляд, очевидны. Предпосылками к организации сотрудничества через электронные средства послужили несколько факторов: успешная эксплуатация электронного документооборота ПФР, где большинство участников – это страхователи, а также правовая и техническая возможность ведения пенсионных дел в электронном варианте.

Можно конечно отметить, что в сравнении с советским временем, на работодателя это обязанность не накладывается в обязательном порядке. Закон № 400-ФЗ подтверждает только его право обращаться за пенсией для собственных сотрудников, поэтому особенно усердствовать по части организации электронного взаимодействия с Пенсионным Фондом не стоит. Но само по себе создание электронного взаимодействия для цели предоставления документов на оформление пенсий будет положительно отражаться на имидже компании и подчеркнет ее социальную ответственность перед сотрудниками.


Следует также помнить, что работодателю часто приходится отпускать сотрудников именно в рабочее время по делам, касающихся сбора и подачи требуемых документов на пенсию, что может нести за собой издержки для компании. Организация электронного взаимодействия исключает эту проблему.


Основываясь на результатах практики, нужно отметить, что многие страхователи охотно принимают участие в этом проекте, осознавая не только его преимущества, но и важность. Статистический анализ показал, что на 1 сентября 2014 года количество работодателей, с которыми была осуществлена договоренность об электронном взаимодействии, составило более 240 000.

Кроме того, многие органы исполнительной власти РФ, заинтересованные в том, чтобы повысить качество предоставляемых гражданам госуслуг на их территории, оказывают активную поддержку таких инициатив, причем не только морально, но и на основании принятия соответствующих нормативных актов.

Например, на Белгородчине было принято распоряжение Правительства Белгородской области от 21 января 2013 г. № 27-рп «О дополнительных мерах по взаимодействию территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области со страхователями». Данное распоряжение направлено на то, чтобы организации всех форм собственности обеспечили направление в территориальные органы Пенсионного Фонда РФ электронных (сканированных) документов застрахованных лиц за год до выхода на пенсию и заключили соглашение по обмену документами в системе электронного документооборота ПФР по предусмотренным для данных целей коммуникационным каналам связи.


Также в Татарстане уже действует от 20 мая 2013 года постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 330 «Об организации подготовительной работы по назначению пенсий в электронной форме». Данное постановление утверждает Регламент информационного взаимодействия для подготовки документов в электронном виде для оформления пенсий. При этом в задачи исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан и подведомственных им организаций входит обеспечение предоставления в территориальные органы ПФР электронных документов трудоустроенных граждан за год до выхода на пенсию. А на руководителей иных организаций, предприятий и учреждений всех форм собственности лежит обязанность по организации данной работы.

Пенсионный фонд России на федеральном уровне также заключает согласие об электронном взаимодействии с крупными страхователями, у которых имеется развитая региональная сеть своих представительств. Так, например, от 21 августа 2013 года было направлено письмо в субъекты РФ от Пенсионного фонда и ОАО «РЖД», в котором указаны рекомендации по проведению рабочих встреч представителей служб по управлению персоналом от ОАО «РЖД» и органов ПФР и, по мере готовности, организация информационного взаимодействия в соответствии с положениями согласованного сторонами Примерного порядка формирования информационного электронного взаимодействия по предоставлению документов для оформления пенсии. Подобный документ действует также между Пенсионным фондом и ОАО «Газпромбанк».


В заключение статьи, хотелось бы выразить надежду, что согласно принятому закону № 400-ФЗ о предоставлении страхователям права для обращения за пенсией собственным сотрудникам, обращаться к системе электронного информационного взаимодействия будет все больше и больше работодателей. Пенсионный фонд РФ открыт для взаимовыгодного сотрудничества со всеми работодателями, которые заинтересованы в уличении предоставления качества госуслуг для наших граждан.

Нашли ошибку на сайте? Напишите о ней нам!
Наверх Обратный звонок