График : Пн-Пт: 9.30 - 18.00
Электронный документооборот в «1С» бесполезен без сертификата ЭП. В статье содержатся ответы на самые распространенные вопросы наших пользователей: как получить, настроить, продлить сертификат для сервиса «1С Отчетность», что делать, если система выдает ту или иную ошибку.
Содержание статьи:
Чтобы получить 1С отчетность сертификат (квалифицированный сертификат электронной подписи (ЭП)) для обмена юридически значимыми документами, необходимо совершить следующие шаги.
1. Запустить мастер «Подключение к 1С-Отчетности» (элемент справочника «Организации»).
2. Получить, установить и настроить на рабочую машину свежую версию криптопровайдера.
В настоящее время платформа «1С: Предприятие 8» поддерживает два сертифицированных продукта:
которые после скачивания устанавливаются и настраиваются согласно техдокументации на них. Установленный криптопровайдер указывается в настройках ИБ, для чего следует перейти в раздел «Администрирование» - «Обмен электронными документами» - «Настройки электронной подписи и шифрования» - «Программы» и, нажав кнопку «Добавить», выбрать из списка установленный вами криптопровайдер, далее «Записать и закрыть».
3. Указать хозяйствующий субъект, подключаемый к «1С-Отчетности», заполнив его реквизиты:
и данные о владельце ключа ЭП (как правило, руководителе или главбухе). Если у вас подключен сервис «1С:Контрагент», то данные подгружаются из него в автоматическом режиме, при этом мастер не отображает поля для адреса и должности руководителя (сведения из госреестров - ЕГРЮЛ и ЕГРИП, - предоставляются этим сервисом).
Если на ПК установлен сторонний сертификат ЭП на эту организацию, то из него могут быть заполнены:
при условии, что эти данные не были внесены в ИБ и не подгрузились из сервиса «1С:Контрагент».
4. Ввести соответствующие символы в поле «Рег. номер программы», который можно найти в анкете, договоре ИТС, на коробке и печатных материалах. Пользователи сервиса Fresh (1cfresh.com) указывают FR и код абонента, которые можно узнать в личном кабинете.
5. Определить органы, с которыми будет реализован электронный документооборот, например, ФНС России. Сервис дает возможность наладить его не только с налоговыми органами, но и с:
Для указания нескольких кодов используется кнопка «Добавить».
6. Указать данные о владельце ЭП, используя соответствующую кнопку и гиперссылку. Если владельцем является не руководитель юридического лица и не сам ПБОЮЛ, а уполномоченный представитель, то появится ссылка для регистрации доверенности в ИБ, для ввода данных документа, удостоверяющего личность. Пользователям сервиса Fresh доступна система аутентификации телефона путем отправки эсэмэс-кода. При работе с локальными системами эсэмэс-уведомления будут приходить на телефон, указанный в разделе «Владелец эл.подписи».
7. Уточнить место хранения ключа ЭП. Это можно сделать, активировав гиперссылку «Расширенные настройки». Пользователям Fresh рекомендуется выбрать вариант хранения в облаке, как самый удобный и безопасный.
8. Создать ключа ЭП – на этом шаге следует проверить введенные данные и выбрать криптопровайдера. Щелкнув кнопку «Далее», вы запускаете процесс создания контейнера с ключом ЭП. После того, как процедура будет завершена, статус заявления отобразиться как «Подготовлено».
9. Подготовить комплект документов (для подачи заявления в бумажном виде). Понадобится встретиться с сотрудником обслуживающей организации, чтобы удостоверить вашу личность и оформить документацию для подключения.
10. Для подачи электронной заявки понадобится создать ключ ЭП, указать место размещения контейнера ключа и ввести пароль. В случае если сертификат ЭП выпускается на представителя, то программа выдаст напоминание о том необходимости представить соответствующую доверенность в каждую ИФНС. При подаче электронной заявки личных встреч с представителем обслуживающей организации не потребуется, достаточно загрузить скан-образы паспорта и СНИЛС, прикрепить их, нажать кнопку «Подписать и отправить».
Напомним, что чтобы заявка не была отклонена, необходимо соблюдение двух условий:
в противном случае заявка отклоняется автоматически. Если операция прошла успешно, то состояние заявки отобразиться как «Отправлено». Уточнить статус заявки можно на вкладке «Сертификаты» («Настройки электронной подписи и шифрования»), актуализировать – нажав кнопку «Обновить состояние».
После обработки заявки и получения сертификата ЭП установите его в контейнер, нажав кнопку «Установить сертификат» (при этом статус заявки отобразится как «Исполнено»). Теперь вы можете завершить настройку, следуя подсказкам мастера (кнопка «Настроить автоматически»). Для старта работы следует отправить в систему расписку в том, что вы получили новый сертификат ЭП (кнопка «Отправить расписку»), причем при подписании ее также может возникнуть необходимость ввода пароля закрытого ключа сертификата ЭП. Если по ходу настройки система задает вопросы, то следует отвечать утвердительно. После того, как появится сообщение об успешном подключении, вам будут доступен весь функционал «1С-Отчетность»:
Если потребуется одновременно использовать несколько программные решение от «1С» одновременно, то вышеописанные шаги по подключению и настройке следует повторить. Пользователи могут бесплатно подключать сколько угодно программ, помня о следующих нюансах:
Также следует настроить доступ к внешним (ФНС, ПФР, Росстатом, ФСРАР, ФСС, Росприроднадзором, Банком России и т.п.) и вспомогательными ресурсами, осуществляющих автоматические загрузку, подключение внешних модулей, обновление, техподдержку, установку криптопровайдеров):
Личный сертификат имеет ограниченный срок годности – 365 дней, после чего его следует продлить, точнее, переиздать. К тому времени, как истекают или истекли сроки действия сертификата и (или) лицензии, станут активными флажки:
и тогда флажок «Переиздание сертификата» будет установлен автоматически. Этот флажок активизируется также автоматически в случае изменения:
Переиздание сертификата ЭП сопровождается перегенерацией ключа ЭП. В случае если
то продлить сертификат можно в электронном виде, без встреч для подтверждения личности и т.п.
Получив заявку на переиздание сертификата, представитель ЭДО свяжется с вами по указанным контактам. После одобрения заявки можно завершить настройку в вышеописанном порядке.
При возникновении ошибки любого типа рекомендуется почистить кэш системы «1С», проверить права пользователя, произвести перезагрузку, проверить кодировку (при работе под ОС «Windows»). Решить проблему ошибок позволяет:
для чего настоятельно рекомендуется обратиться к помощи квалифицированных администраторов. Рассмотрим ошибки, которые пользователь сможет устранить сам.
Такого рода ошибка обычно возникает тогда, когда отправленное заявление изменяет свой статус. Для решения проблемы обычно достаточно повторно нажать кнопку «Обновить статусы заявлений» или, открыв отправленное заявление, в нем нажать кнопку «Обновить». Если проблема не решена, следует проверить, зарегистрировано ли средство криптографической защиты информации и, если нет, то зарегистрировать. Если и это не помогло, имеет смысл удостовериться, что контейнер на месте, открыт для доступа, удален. Иной раз случается, что проблема порождена тем, что контейнер был создан под иным логином пользователя ОС, или помещен в закрытую папку. Между тем контейнер должен оставаться там, где он находился при отправке заявки. Если перечисленные меры не помогли, следует решать проблемы с криптографией стандартными методами, в частности:
вплоть до переустановки средства криптографической защиты информации, чистки реестра и перезагрузки рабочего терминала.
Еще одна, достаточно распространенная ошибка: при попытке отправить отчетность система выдает сообщение о том, что сертификат не валиден, а средство криптографической защиты информации CryptoPro сообщает, что целостность не гарантирована. Для решения этой задачи следует отредактировать реестр «Windows» через «REGEDIT». Вызвав его («Пуск» - «Выполнить» или «Win» и «R», в поле «Открыть» ввести «regedit», нажать «ОК»), в древе реестра найти и удалить подразделы:
HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Microsoft\Cryptography\OID\EncodingType
1\CryptDllImportPublicKeyInfoEx\1.2.643.7.1.1.1.1;
HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Wow6432Node\Microsoft\Cryptography\OID\EncodingType
1\CryptDllImportPublicKeyInfoEx\1.2.643.7.1.1.1.1
(при 32-разрядной ОС ее может
не быть),после чего перезагрузить компьютер. Проблема должна решится.
Если при попытке отправки отчета появляется сообщение о том, что не удалось найти сертификат ЭП, то необходимо установить, в указанной ли папке находится сертификат, правильно ли указан путь. Следует убедиться в том, что в настройках криптографии, в разделе обмена электронными документами, имеется в списке искомый сертификат.
Также может помочь решить проблему:
Стоит попробовать выйти из учетной записи и зайти снова, далее в отчетах настроек обмена с государственными органами выбрать учетную запись и инициировать автоматическую настройку. Наконец, если ничего не помогает, остается лишь перевыпустить сертификат.