Как настроить и продлить сертификат для сервиса 1С Отчетность?

Электронный документооборот в «1С» бесполезен без сертификата ЭП. В статье содержатся ответы на самые распространенные вопросы наших пользователей: как получить, настроить, продлить сертификат для сервиса «1С Отчетность», что делать, если система выдает ту или иную ошибку.

Логотип 1С Отчетность

Как получить сертификат для сервиса 1С Отчетность?

Чтобы получить 1С отчетность сертификат (квалифицированный сертификат электронной подписи (ЭП)) для обмена юридически значимыми документами, необходимо совершить следующие шаги.

1. Запустить мастер «Подключение к 1С-Отчетности» (элемент справочника «Организации»).

2. Получить, установить и настроить на рабочую машину свежую версию криптопровайдера.

В настоящее время платформа «1С: Предприятие 8» поддерживает два сертифицированных продукта:

  • ViPNet CSP (бесплатная);
  • КриптоПро CSP (платная с триальным периодом),

которые после скачивания устанавливаются и настраиваются согласно техдокументации на них. Установленный криптопровайдер указывается в настройках ИБ, для чего следует перейти в раздел «Администрирование» - «Обмен электронными документами» - «Настройки электронной подписи и шифрования» - «Программы» и, нажав кнопку «Добавить», выбрать из списка установленный вами криптопровайдер, далее «Записать и закрыть».

3. Указать хозяйствующий субъект, подключаемый к «1С-Отчетности», заполнив его реквизиты:

  • Ф.И.О. руководителя;
  • наименование, КПП, ОГРН, юридический адрес (для юридического лица);
  • коды ФНС, ПФР, ФСС.

и данные о владельце ключа ЭП (как правило, руководителе или главбухе). Если у вас подключен сервис «1С:Контрагент», то данные подгружаются из него в автоматическом режиме, при этом мастер не отображает поля для адреса и должности руководителя (сведения из госреестров - ЕГРЮЛ и ЕГРИП, - предоставляются этим сервисом).

Если на ПК установлен сторонний сертификат ЭП на эту организацию, то из него могут быть заполнены:

  • краткое наименование юридического лица;
  • ОГРН;
  • должность и подразделение (для юридического лица);
  • регистрационный номер ФСС (при наличии);
  • адрес электронной почты.

при условии, что эти данные не были внесены в ИБ и не подгрузились из сервиса «1С:Контрагент».

4. Ввести соответствующие символы в поле «Рег. номер программы», который можно найти в анкете, договоре ИТС, на коробке и печатных материалах. Пользователи сервиса Fresh (1cfresh.com) указывают FR и код абонента, которые можно узнать в личном кабинете.

5. Определить органы, с которыми будет реализован электронный документооборот, например, ФНС России. Сервис дает возможность наладить его не только с налоговыми органами, но и с:

  • органами Росстата – одним или несколькими;
  • ПФР;
  • ФСС;
  • ФТС;
  • Росалкогольрегулированием;
  • Росприроднадзором.

Для указания нескольких кодов используется кнопка «Добавить».

6. Указать данные о владельце ЭП, используя соответствующую кнопку и гиперссылку. Если владельцем является не руководитель юридического лица и не сам ПБОЮЛ, а уполномоченный представитель, то появится ссылка для регистрации доверенности в ИБ, для ввода данных документа, удостоверяющего личность. Пользователям сервиса Fresh доступна система аутентификации телефона путем отправки эсэмэс-кода. При работе с локальными системами эсэмэс-уведомления будут приходить на телефон, указанный в разделе «Владелец эл.подписи».

7. Уточнить место хранения ключа ЭП. Это можно сделать, активировав гиперссылку «Расширенные настройки». Пользователям Fresh рекомендуется выбрать вариант хранения в облаке, как самый удобный и безопасный.

8. Создать ключа ЭП – на этом шаге следует проверить введенные данные и выбрать криптопровайдера. Щелкнув кнопку «Далее», вы запускаете процесс создания контейнера с ключом ЭП. После того, как процедура будет завершена, статус заявления отобразиться как «Подготовлено».

9. Подготовить комплект документов (для подачи заявления в бумажном виде). Понадобится встретиться с сотрудником обслуживающей организации, чтобы удостоверить вашу личность и оформить документацию для подключения.

10. Для подачи электронной заявки понадобится создать ключ ЭП, указать место размещения контейнера ключа и ввести пароль. В случае если сертификат ЭП выпускается на представителя, то программа выдаст напоминание о том необходимости представить соответствующую доверенность в каждую ИФНС. При подаче электронной заявки личных встреч с представителем обслуживающей организации не потребуется, достаточно загрузить скан-образы паспорта и СНИЛС, прикрепить их, нажать кнопку «Подписать и отправить».

Напомним, что чтобы заявка не была отклонена, необходимо соблюдение двух условий:

  • вы должны быть зарегистрированным пользователем ПО «1С»;
  • у вас должен быть заключен договор ИТС (подключен один из пакетов сервисов, «СтартЭДО», «1С:Подпись»),

в противном случае заявка отклоняется автоматически. Если операция прошла успешно, то состояние заявки отобразиться как «Отправлено». Уточнить статус заявки можно на вкладке «Сертификаты» («Настройки электронной подписи и шифрования»), актуализировать – нажав кнопку «Обновить состояние».

Баннер 1С Отчетность

Установка и настройка сертификата для 1С Отчетность

После обработки заявки и получения сертификата ЭП установите его в контейнер, нажав кнопку «Установить сертификат» (при этом статус заявки отобразится как «Исполнено»). Теперь вы можете завершить настройку, следуя подсказкам мастера (кнопка «Настроить автоматически»). Для старта работы следует отправить в систему расписку в том, что вы получили новый сертификат ЭП (кнопка «Отправить расписку»), причем при подписании ее также может возникнуть необходимость ввода пароля закрытого ключа сертификата ЭП. Если по ходу настройки система задает вопросы, то следует отвечать утвердительно. После того, как появится сообщение об успешном подключении, вам будут доступен весь функционал «1С-Отчетность»:

  • отправка отчетной документации
  • электронный документооборот с подключенными контролирующими органами.

Если потребуется одновременно использовать несколько программные решение от «1С» одновременно, то вышеописанные шаги по подключению и настройке следует повторить. Пользователи могут бесплатно подключать сколько угодно программ, помня о следующих нюансах:

  • система дает возможность определять состав направлений документооборота по каждой программе;
  • по умолчанию не исключены пересечения направления документооборота.
  • документы из ФНС поступают на ту учетную запись, по которой велось последнее по времени электронное взаимодействие. Избежать путаницы поможет подготовка и отправка Уведомления о получателе документов в сервисе «1С-Отчетность».

Также следует настроить доступ к внешним (ФНС, ПФР, Росстатом, ФСРАР, ФСС, Росприроднадзором, Банком России и т.п.) и вспомогательными ресурсами, осуществляющих автоматические загрузку, подключение внешних модулей, обновление, техподдержку, установку криптопровайдеров):

  • с рабочего места пользователя (при файловом режиме работы);
  • со стороны сервера «1С» (при режиме «клиент-сервер»).

Как продлить личный сертификат 1С Отчетность?

Личный сертификат имеет ограниченный срок годности – 365 дней, после чего его следует продлить, точнее, переиздать. К тому времени, как истекают или истекли сроки действия сертификата и (или) лицензии, станут активными флажки:

  • «Продление сертификата»;
  • «Продление лицензии на 1С-Отчетность»,

и тогда флажок «Переиздание сертификата» будет установлен автоматически. Этот флажок активизируется также автоматически в случае изменения:

  • краткого наименования юридического лица;
  • кода ОГРН;
  • электронной почты;
  • региона (при работе с алкогольной продукцией);
  • владельца ЭП;
  • СНИЛСа владельца ЭП;
  • подразделения, должности владельца.

Переиздание сертификата ЭП сопровождается перегенерацией ключа ЭП. В случае если

  • прежний сертификат «1С-Отчетности» действителен;
  • прежний сертификат оформлен на руководителя фирмы или ПБОЮЛа, и переиздаваемых сертификат также оформляется на этих законных представителей;
  • ключевые атрибуты сертификата (Ф.И.О., СНИЛС, ИНН фирмы) не изменились,

то продлить сертификат можно в электронном виде, без встреч для подтверждения личности и т.п.

Получив заявку на переиздание сертификата, представитель ЭДО свяжется с вами по указанным контактам. После одобрения заявки можно завершить настройку в вышеописанном порядке.

Ошибки при настройке и продлении сертификата

При возникновении ошибки любого типа рекомендуется почистить кэш системы «1С», проверить права пользователя, произвести перезагрузку, проверить кодировку (при работе под ОС «Windows»). Решить проблему ошибок позволяет:

  • запуск встроенного инструмента диагностики и конфигуратора;
  • запуск «1С» в тонком клиенте;
  • изменения переменных сред, параметров системного реестра,

для чего настоятельно рекомендуется обратиться к помощи квалифицированных администраторов. Рассмотрим ошибки, которые пользователь сможет устранить сам.

Не удалось установить сертификат

Такого рода ошибка обычно возникает тогда, когда отправленное заявление изменяет свой статус. Для решения проблемы обычно достаточно повторно нажать кнопку «Обновить статусы заявлений» или, открыв отправленное заявление, в нем нажать кнопку «Обновить». Если проблема не решена, следует проверить, зарегистрировано ли средство криптографической защиты информации и, если нет, то зарегистрировать. Если и это не помогло, имеет смысл удостовериться, что контейнер на месте, открыт для доступа, удален. Иной раз случается, что проблема порождена тем, что контейнер был создан под иным логином пользователя ОС, или помещен в закрытую папку. Между тем контейнер должен оставаться там, где он находился при отправке заявки. Если перечисленные меры не помогли, следует решать проблемы с криптографией стандартными методами, в частности:

  • проверять срок действия сертификата ЭП;
  • убедиться, что установлено лишь одно средство криптографической защиты информации
  • проверить совместимость средства криптографической защиты информации, в т.ч. с ОС (особенно «Windows»);
  • проверить регистрацию средства криптографической защиты информации;
  • провести инициализацию контейнера, установку сертификата
  • почистить кэша;
  • проверить права доступа;
  • отключить контроль учетных записей и т.п.

вплоть до переустановки средства криптографической защиты информации, чистки реестра и перезагрузки рабочего терминала.

Сертификат руководителя не валиден

Еще одна, достаточно распространенная ошибка: при попытке отправить отчетность система выдает сообщение о том, что сертификат не валиден, а средство криптографической защиты информации CryptoPro сообщает, что целостность не гарантирована. Для решения этой задачи следует отредактировать реестр «Windows» через «REGEDIT». Вызвав его («Пуск» - «Выполнить» или «Win» и «R», в поле «Открыть» ввести «regedit», нажать «ОК»), в древе реестра найти и удалить подразделы:

  • HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Microsoft\Cryptography\OID\EncodingType 1\CryptDllImportPublicKeyInfoEx\1.2.643.7.1.1.1.1;
  • HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Wow6432Node\Microsoft\Cryptography\OID\EncodingType 1\CryptDllImportPublicKeyInfoEx\1.2.643.7.1.1.1.1 (при 32-разрядной ОС ее может не быть),

после чего перезагрузить компьютер. Проблема должна решится.

Сертификат не найден или недоступен

Если при попытке отправки отчета появляется сообщение о том, что не удалось найти сертификат ЭП, то необходимо установить, в указанной ли папке находится сертификат, правильно ли указан путь. Следует убедиться в том, что в настройках криптографии, в разделе обмена электронными документами, имеется в списке искомый сертификат.

Также может помочь решить проблему:

  • указание сертификата вручную;
  • переустановка сертификата, повторная установка в реестр
  • установка в криптопровайдере сертификата в личные.

Стоит попробовать выйти из учетной записи и зайти снова, далее в отчетах настроек обмена с государственными органами выбрать учетную запись и инициировать автоматическую настройку. Наконец, если ничего не помогает, остается лишь перевыпустить сертификат.

Нашли ошибку на сайте? Напишите о ней нам!
Наверх Обратный звонок