График : Пн-Пт: 9.30 - 18.00
Основная задача руководства аграрных предприятий в данный период - подготовка к посевной. Нужно окончательно спланировать ресурсы, подготовить технику, семена, удобрения, распределить посевные площади в соответствие с севооборотом. Для того, чтобы успеть подготовиться по максимуму, просчитать и утвердить наиболее выгодные сценарии планирования, сейчас самое время задействовать возможности современных систем автоматизации управления. В своей статье Юрий Гулянский (Черноземье ИНТЕКО), Артур Есаян (Агрософт) и Ирина Сихарулидзе (фирма "1С") рассматривают, как отраслевые решения фирмы "1С" могут помочь в реализации антикризисных мер и организации эффективного планирования, учета и контроля ресурсов на предприятиях агропромышленного комплекса.
В условиях экономического кризиса абсолютное большинство банков приостановило кредитные и лизинговые программы, за счет которых в последние годы и развивалось сельское хозяйство. Предприятия других секторов, которые ранее инвестировали значительные средства в создание современных индустриальных агрокомплексов, также заморозили сейчас реализацию инвестиционных программ. Недоступность кредитов и инвестиций негативно отражается на финансовых показателях сельхозпредприятий, что ведёт к стагнации в АПК, свертыванию и отмене программ модернизации предприятий, стимулирует инфляцию, снижает покупательскую способность населения по продуктам питания.
В результате основная задача предприятий АПК – суметь "жить на свои" и одновременно научиться бороться за привлечение столь труднодоступных сейчас внешних средств. Без кардинального повышения качества управления решить эту задачу малореально.
В период кризиса, при ограниченных финансовых возможностях, ключевым вопросом становится формирование такого плана деятельности, при котором ресурсы предприятия будут использованы оптимальным образом. Одна из задач сельскохозяйственного предприятия - финансовое обеспечение весенних полевых работ без риска упустить сроки. Формирование реального плана сельхоздеятельности позволит предприятию представить обоснованные бизнес-планы в банки для получения кредитов и своевременно приобрести необходимые ресурсы для запланированных полевых и других сельскохозяйственных работ. Не менее важными антикризисными задачами для растениеводческих предприятий становятся минимизация затрат производства, обеспечение эффективного использования высокопроизводительной сельхозтехники, дорогостоящих средств защиты растений, семян и удобрений, контроля расхода ГСМ.
Соответственно, нужны информационные системы, позволяющие оптимизировать планирование и обеспечить оперативный учет и регулярный контроль материально-финансовых ресурсов. Фирма "1С" предлагает для этого отраслевые решения для АПК на платформе "1С:Предприятие 8". Отметим, что внедрение этих решений "1С" для АПК может быть проведено в максимально короткие сроки – до начала массовых полевых работ, с тем, чтобы у руководства была возможность с момента начала посевной вести постоянный план-фактный анализ работ и затрат. Специализированный функционал решений позволит быстро, без дополнительных настроек организовать для растениеводства:
Предлагаемые решения позволяют управлять всеми аспектами деятельности предприятий, видеть, где можно снизить затраты на сельхозработах, как оптимальнее использовать технику, площади, посевной фонд, удобрения и другие ресурсы, от которых зависит урожайность и планируется прибыль. Рассмотрим возможности их применения более подробно на примерах пошагового решения указанных выше задач.
Планирование работ с помощью подсистемы "Планирование сельхоздеятельности" обеспечит возможность разработки различных сценариев деятельности.
С помощью механизма выбора сценариев может быть произведен анализ предполагаемых доходов и расходов для различных вариантов размещений сельскохозяйственных культур, что позволит руководителям и специалистам сформировать оптимальную структуру посевных площадей по полям структурных подразделений агрофирмы, агрохолдинга и группы компаний, исходя из предпредшественников культур и планируемой урожайности.
В составе сформированного плана деятельности будут получены ответы на следующие вопросы: какие материально-технические ресурсы (семена, удобрения и СЗР) и к каким срокам будут необходимы для проведения посевной компании, какие объемы ГСМ потребуются для выполнения транспортных и сельскохозяйственных работ, какой объем услуг и к каким срокам необходим для заключения договоров со сторонними организациями.
Для формирования плана сначала произведем размещение сельхозкультур по полям:
После этого устанавливаем плановую урожайность по культурам:
На следующем этапе формируем технологические карты полей:
Для формирования отчетов по себестоимости решение "1С:Управление сельскохозяйственным предприятием" предоставляет возможности группировки по различным аналитическим разрезам, а именно:
В результате выполнения полного цикла планирования руководитель получает итоговые документы, позволяющие оценить основные показатели будущей работы предприятия: хлебофуражный баланс, калькуляцию себестоимости продукции и т.д.
ГСМ и рабочие руки – один из главных ресурсов сельхозпредприятия и распоряжаться ими надо аккуратно, а именно, вести полный оперативный контроль и анализ хода полевых работ, показателей выполнения в разрезе полей, механизаторов, сельхозагрегатов, видов работ, сельхозкультур и т.д. Для такого контроля предусмотрены все необходимые возможности в решении "1С:Управление сельскохозяйственным предприятием" и обеспечены специальным документооборотом, отражающим работы каждой единицы сельхозтехники и каждого механизатора. В результате всегда известно, где водитель работал, как использовалась машина, сколько было израсходовано топлива в соответствии с заданным километражем, когда были простои, в том числе по причине ремонта. Автоматизация учета путевых листов, учетных листов трактористов-машинистов, талонов комбайнеров дает возможность строгой отчетности по использованию техники и ГСМ.
Одной из точек, где автоматизация помогает бороться со злоупотреблениями, является автоматический съем веса. Например, при взвешивании на току готовой продукции, а также пакетированных семян, удобрений и средств защиты растений тоже часто встречаются злоупотребления.
Автоматический съем веса позволяет исключить потери и навести порядок на данном участке учета. Если не повысить контроль, то проблема злоупотреблений может привести к существенным потерям.
Еще один важный вопрос на сегодня - снижение издержек, связанных с холостыми выездами, хищениями ГСМ, незапланированными простоями техники и другими злоупотреблениями.
Значительно снизить злоупотребления может использование геоинформационных систем (ГИС) и глобальной системы определения положения GPS (Global Positioning System). На их основе разработан специальный модуль "Спутниковый мониторинг", его функция - контроль и мониторинг диспетчерским центром местонахождения сельскохозяйственной и автомобильной техники в процессе работ. Модулем "Спутниковый мониторинг" уже дополнено решение "1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия".
Сельскохозяйственная и автомобильная техника, оснащенная системами GPS, постоянно находится под автоматизированным контролем, это дисциплинирует механизаторов и водителей, а так же дает возможность руководству наблюдать за реальной работой, оперативно реагировать на отклонения реальных действий от выданных заданий, кроме того, данные по обработанным площадям пройденным маршрутам сразу анализируются в программе.
Такой мониторинг значительно снижает возможность злоупотреблений и позволяет:
Чтобы оперативно получать наглядные данные по результатам работ в "1С:Управление сельскохозяйственным предприятием" используется специальный "Отчет о выполненных сельскохозяйственных и ремонтных работах". Он формируется на основании учетных листов тракториста-машиниста и актов списания семян, удобрений и СЗР. Отчет дает возможность анализа хода работ по разным культурам и полям, расхода основных ресурсов в разрезе отделений, агрофирмы, агрохолдинга:
Одновременно решение предоставляет возможность детального расчета сдельной заработной платы при ручных, механизированных работах и работе водителей автотранспорта.
Детальная информация о выполненных сельхозработах обеспечивает руководству агропредприятий реальный контроль за динамикой работ и дает возможность получения план-фактного анализа широкого спектра показателей за любой период времени. Кроме того, эта информация, предоставляется банкам, которые выделили кредитные ресурсы предприятию для подтверждения существования залогов и реально выращенных объемов сельхозпродукции, реализация которых обеспечит вероятность погашения взятых кредитов.
В завершение статьи хотелось бы отметить, что оба предлагаемых предприятиям АПК решения, "1С:Управление сельскохозяйственным предприятием" и "1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия", представляют собой современные и мощные инструменты учета и управления для эффективного менеджмента, особенно актуального в изменчивых условиях внутренних и внешних воздействий.