+7 (495) 926-37-81ООО «Центр КТ» (495) 926-37-81
МОСКВА
Офис в Москве



Роль современного бухгалтера в условиях кризиса

Обычно бухгалтерские и финансово-аналитические функции в компании выполняют разные специалисты. И порой руководитель видит в бухгалтере лишь "счетовода", главными задачами которого являются квалифицированный учет хозяйственных операций, грамотное составление и своевременное представление бухгалтерской и налоговой отчетности, оптимизация налоговой нагрузки на предприятие. Но в нынешних условиях экономической нестабильности такое "узко прикладное" видение функций бухгалтера нельзя признать достаточным. Именно сейчас руководителям самое время по-иному взглянуть на своих бухгалтеров как на реальных или потенциальных (в зависимости от квалификации и опыта работы) помощников в решении насущных задач по поддержанию финансовой стабильности предприятия. Поможет в этом статья И.А. Баймаковой, эксперта по вопросам налогообложения.

Содержание статьи:

Зона ответственности бухгалтера
Что еще может бухгалтер
Кризис - время проверки и роста профессионализма

Зона ответственности бухгалтера

Не желчь, что место первого бухгалтера появляется одной из ключевых комплекций в организации. Однако раскованные теоремы, решаемые бухгалтером, в фактических уговорах дела той или другой организации могут иметься разнородны. В одних организациях от бухгалтера требуется законно составлять первичные справки, уведомления бухгалтерский учет, составлять и своевременно воображать отчетность.

В других случаях без согласия бухгалтера не могут быть приняты стратегически важные финансовые решения.

В любом случае руководитель каждой организации понимает, что без бухгалтера не обойтись, хотя его работа зачастую явно не видна и не приносит "реального дохода".

Задачи и полномочия главного бухгалтера определены статьей 7 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В соответствии с пунктами 2 и 3 данной статьи закона главный бухгалтер:

  • несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности;
  • обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Однако это лишь норма законодательства. На практике круг проблем, решаемых бухгалтером, гораздо шире. А степень ответственности - выше определенной законом, так как последствия ошибочных действий бухгалтера могут оказаться столь негативными и губительными для организации, что могут привести ее к банкротству. Ведь зачастую важно не только заработать деньги, но и избежать непредвиденных расходов.

Что еще может бухгалтер

Постараемся ответить на вопрос, что может зависеть от бухгалтера? Приведем лишь несколько примеров:

  • правильность учета средств и достоверность формирования отчетности организации;
  • возможность и правильность оценки финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • подготовка рекомендаций по построению системы наиболее эффективного управления финансами;
  • проведение анализа статей доходов и расходов с целью выявления наиболее "слабых позиций";
  • размер сумм налогов и штрафов, доначисляемых по результатам проведения проверок;
  • оптимизация налогообложения;
  • представление в доступной форме и кратчайшие сроки необходимой информации о состоянии дел в организации.

Возможно, что далеко не все бухгалтеры посчитают необходимым и/или возможным с учетом уровня своих знаний и профессиональных навыков проводить оценку финансово-хозяйственной деятельности или разрабатывать предложения по оптимизации налогообложения. Однако в современных условиях деятельность бухгалтера не может ограничиваться только учетной работой.

Кризис - время проверки и роста профессионализма

В особенности возрастает роль бухгалтера в период кризиса, так как именно бухгалтер располагает самой достоверной и оперативной информацией о состоянии дел в организации, и зачастую только бухгалтер может спрогнозировать наиболее близкий к действительности сценарий развития ситуации. В таких условиях главному бухгалтеру могут пригодиться базовые финансово-экономические знания, полученные в высших учебных заведениях (и на время забытые), знания в сфере юриспруденции и социального обеспечения.

Основываясь на таких знаниях, бухгалтеру под силу:

  • понять и дать оценку экономической ситуации в организации и в соответствующей сфере деятельности;
  • оценить финансово-хозяйственную ситуацию в организации с использованием разнообразных методик и с учетом различных показателей;
  • подготовить разнообразные отчеты в отношении деятельности организации в условиях кризиса, наиболее четко характеризующие самые проблемные ее сферы;
  • провести анализ гражданско-правовых договоров;
  • сделать анализ оценки налоговых рисков и спрогнозировать ситуацию;
  • разработать предложения по стратегии антикризисного управления;
  • выявить наиболее и менее рентабельные объекты и заказы, а в ряде случаев - подготовить предложения руководителю по повышению их эффективности.

Без того, руководствуется считаться, что бухгалтер-специалист, имеющий хорошенькую мастерскую подготовленность и капитальный опыт деятельности, зачастую даровит выявлять особенно слабохарактерные и слабые со денежной следы зрения "зоны" компании, на которые не вечно превратить забота директора и коллеги несхожих назначений организации. И таковой док, несмотря на то, что его работка незаметна и не приносит "бойких деньжонок", воображает для организации непомерный нужность, предотвращая негативные последствия в последующем.

В шеренге курьезов, когда бухгалтер вновь не догнать кульминаций характерного специальности и не ввек одарен осуществить некие задачки, только косвенно касающиеся задач бухгалтерского учета, главе компании несравнимо свободно, дешевле и рискованный дать ему осуществимость приобрести добавочные вынужденные компетентности, чем нанимать необычного бухгалтера или соблазнять для проделывания таковых служб специальную организацию.

Главе организации обязательно соображать, что в срок нестабильной экономичной картины необычный достоинство приобретает умелость собрать достоверную бухгалтерскую отчетность, на стороне которой достижимо осуществление оценки материальный-экономичного ситуации организации, а также оптимизация налогообложения и оценка налоговых опасностей. Со учетом изложенного, администратору организации вытекает адресовать особенно пристальное участливость на работку бухгалтера характеристической организации.

Причем не лишь со стремлением оценить качество деятельности бухгалтера, но и определить его потенциал для заключения "соседних" экономичных проблем, в свойства при отсутствии в организации других физиономий, обладающих достаточным ватерпасом навыков, способностей и навыков в денежный-экономичной среде (экономистов, плановиков и т. п.).

Нашли ошибку на сайте? Напишите о ней нам!
Наверх Обратный звонок